vjesmerjamuroma


Весь, меря и мурома - история и археология


Векса вологодская. Тишина.
гармошка
akim_trefilov
фото от xenocyd
Сейчас это место молчаливо. Извивы Вологды, впадающей в Сухону. Низменная равнина, заливной луг, на удалении от берегов реки полоса леса, скрывающего болота. Медленно текут облака над поверхностью неспешных рек и шумящим лесом, кажущимся бесконечным. Текут с запада на восток, к Уральским горам и в бескрайнюю Сибирь. Если просто плыть вниз по течению реки – выйдешь на Северную Двину и в Белое море. А можно свернуть по Югу к Вятке. Можно – по Вычегде в пермские земли и к Уралу. Но всего этого невозможно увидеть с низкого берега, здесь чувствуешь себя в самой глуби безграничной страны леса и воды. Шуршит ветер, кричат птицы и звенят комары, плещет рыба.Read more...Collapse )

Саарикиви - Substrata Uralica
Armija
nguzundej
Господа, может быть, вы и знаете эту книгу, тогда извините за повторение.

Если нет, то хочу представить вам работу финского социолингвиста и мегафинноугроведа Янне Саарикиви по финскому субстрату в русских диалектах Европейского Севера Substrata Uralica.

Книга интересна ещё и тем, что Саарикиви подробно обсуждает теорию языкового субстрата: что значит быть субстратом для другого этнического и языкового образования? как субстрат в нем участвует и сохраняет?

Книга реконструирует существование финноязычного народа на территории современной Архангельской области.
Меня, к примеру, крайне заинтересовало такое наблюдение: есть некоторая общая лексика в пермских и финских языках, которая, тем не менее, не относится к общефинноугорской; она следствие поздних средневековых контактов, когда две ветви, волжско-финская и пермская, уже выделились в отдельные образования.
Tags:

Мурома-ведение
Armija
nguzundej
Коллеги, поделитесь, пожалуйста, указаниями фамилий профильных специалистов и основных трудов по муроме?

Есть ли регулярная археологическая экспедиция по муроме?

Спят курганы темные...
гармошка
akim_trefilov
Самое интересное для меня в нашей археологии последних двадцати лет - переход от схемы, когда ученые лишь иллюстрировали почти умозрительные выводы, полученные романтичными кабинетными классиками XIX - сер. XX вв. к собственно науке.
Так, к примеру, мнение о "повсеместном распространении курганов в Ростово-Суздальской земле" и представление о курганах как об "обязательных атрибутах древнерусского сельского ландшафта" было аксиомой, и лишь специалистам масштаба Николая Андреевича Макарова ( дир. института археологии РАН) сейчас удается выявить слабость оснований этих взглядов.

Read more...Collapse )

Меря воевала!
гармошка
akim_trefilov

Меч. X в. Сарское городище.

Когда речь заходит о мере, говорят о ее мирном и дружелюбном характере. Мол, древнерусская народность на Северо-Востоке возникала спокойно, без кровавых схваток, первые города в мерянских землях – Ростов и Белоозеро – не имели укреплений, и значит – в отличие от находившейся в степном булгарском пограничье мордвы и от известных своими набегами беспокойных мари–черемисов - меря была народом тихим и не воинственным.
Однако, думая таким образом, мы становимся похожи на историка Елпидифора Барсова, который, поскольку археологии XIX века еще не были известны мерянские поселения на берегах рек, всерьез решил, что меря боялась воды, и передвигалась только посуху.
Многочисленные копья, дротики, стрелы, топоры и даже редкий европейский меч, найденные при раскопках на Сарском городище явно не были лишь украшениями стен богатых домов.
   

Читать дальше в merjamir-ru

Мещера.
гармошка
akim_trefilov
На самом деле, не то, чтобы вполне был готов ярко и исчерпывающе рассказать. Но попросили что-нибудь.
Мещера - не профильная, вроде бы, тема нашего коммьюнити, исходя из его названия.
На мой взгляд, однако же, решение мещерского вопроса плотно связано с мерянской проблемой.
Между Клязьмой и Окой от Москвы почти до Мурома жило финноязычное население с достаточно самобытной материальной культурой. Во всяком случае, в X-XI вв. точно жило. Причем это не была меря и не была мурома. Оно не приняло такого активного участия в формировании древнерусского государства и не оставило следов в Повести временных лет, как меря или даже весь, у него нет такого яркого и четко выраженного культурно-археологического облика, как у муромы. Оно не сохранило этноса, как мордва и мари, и не факт, что было единым этносом. Но разобраться с его происхождением, структурой и подробностями формирования на его основе местного варианта древнерусской культуры , с его отношениями с соседями - балтами, финнами и славянами - это задача, решение которой позволит лучше понять, что происходило с мерей и муромой в IX-XI вв. Кроме того, судя по всему именно благодаря своей отдаленности от зон активного политогенеза и культурного синтеза, мещера, вероятно, лучше и дольше могла сохранить субстратные этнографические особенности. Но это предположение, которое давно нужно проверять.
А пока - вот вещи из старинных раскопок мещерских могильников - округа Коломны, Егорьевска, Касимова - и сопредельных с мещерой территорий:
Read more...Collapse )

И вот имена...
купчина
akim_trefilov
Кстати говоря, употребляемые сейчас слова «мерянин», «мерянский» - продукты литературного русского языка после XVIII века. В древнерусском же языке мы видим прилагательное «мерьский».
Представитель народа меря именовался в Древней Руси «мерец» или «мерич» (по аналогии с «русич»). С этими основами возникают и этноантропонимы – некалендарные (т.е. нехристианские) имена-прозвища Мерец и Мерич, послужившие позже основой для появления фамилий Мерецковы и Меричевы.
(См. Матвеев А.К. Ономатология. С.187)

Петухи
чаек
akim_trefilov

Нонеча я вам про петушков расскажу. Про тех самых, которые в своде Е.А. Рябинина «Зооморфные украшения Древней Руси» (САИ, вып. Е 1-60, Л., 1981) гордо называются «ажурные птицевидные изображения, снабженные шумящими лапчатыми привесками» и входят в тип IV (если у них одна голова) или в тип VIII (если таковых две).
Выглядят они вот так:
Read more...Collapse )

Мерю на ярманке видали?
чаек
akim_trefilov
Оригинал взят у gorgona_medousa в Мерю на ярманке видали?
На Boo! Fest торгует мерянская лавочка. Продают цацки с шумящими лапками и колокольчиками, книжки с картинками и без картинок и произведения народной резьбы по дереву. Меря Мир, одним словом. Read more...Collapse )

Чего ждем?
чаек
akim_trefilov
Если верить программе исследований РАН "Историко-культурное наследие и духовные ценности России" 2009-2011, то ждем мы
написания под руководством И.В. Ислановой коллективной монографии об археологических культурах V-VII вв. центральной части Восточной Европы, куда войдут:
глава 1 "Окские финны" (И.Р. Ахмедов, И.В. Белоцерковская, О.С. Румянцева) с разделами, посвященными в т.ч. муроме и памятникам Безводнинско-ахмыловского круга
глава 2 "Мощинская культура"(А.М. Воронцов)
глава 3 "Дьяковская культура" (Н.А. Кренке, И.В. Исланова)
глава 4 "Культурные группы Валдая" (?) (И.В. Исланова)
глава 5 "Круг древностей Тушемли-Банцеровщины" (Н.В. Лопатин)
глава 6 "Колочинская культура" (А.М. Обломский)
глава 7 "Пражская культура" (И.О. Гавритухин)
А главный русский археолог Н.А. Макаров подготовит монографию о финских древностях первой половины - середины I тыс. н.э. в Суздальском Ополье, включающую исследовательскую часть - анализ погребального обряда могильника Большое Давыдовское и его сопоставление с погребальными традициями рязанско-окских могильников, финских некрополей Среднего Поволжья и Прикамья, а также всестороннее рассмотрение уникальных древностей I тыс. из Большого Давыдовского в контексте изучения культурной ситуации в лесной полосе Восточной Европы - и полную публикацию материалов раскопок могильника.
И мы с вами будем знать про весь, мерю и мурому гораздо больше. ))

?

Log in

No account? Create an account