vjesmerjamuroma


Весь, меря и мурома - история и археология


Previous Entry Share Next Entry
Любопытные материалы из Рыбинского музея
гармошка
akim_trefilov wrote in vjesmerjamuroma
Оригинал взят у porosyonok_pluh в Мерянское поселение Усть-Шексна: древние артефакты и современные мифы.

В 2004 году должна была торжественно отмечаться круглая дата - 500 лет со дня первого упоминания (в завещании Ивана III) Рыбной Слободы - поселения, которое впоследствии, в 1777 году, обрело статус города Рыбинска. Однако власти города, узнав, какие ништяки получают отцы города Ярославля за так называемое "тысячелетие", которое основано не на летописи, а лишь на легендах и преданиях, решило не отставать. Кое-кто вспомнил, что в 10 километрах выше по течению Волги от исторического центра Рыбинска, расположенного у слияния с Черёмухой, есть древнее городище Усть-Шексна, как понятно из названия - у слияния Волги и Шексны. Хотя это устье вошло в черту города в ХХ веке, власти решили создать миф о переемственности, район был объявлен заповедным, начались масштабные археологические раскопки и в то же время была построена бутафорская башня с частоколом, как затравка для потенциальных туристов. 5 августа 2006 года на Дне (в смысле празднике) города тогдашние мэр Сдвижков и губернатор Лисицын торжественно объявили о "935 - летии Рыбинска", то есть 330-летие в следующем, 2007-м их уже не впечатляло.
Однако обратимся к первоисточнику, к летописи, датированной 1071 годом. Ян Вышатич, собиравший дань для федерального центра, параллельно усмирил восстание волхвов в Белоозере. Транспортируя арестованных зачинщиков на водном транспорте по реке Шексне, чиновник узрел в устье реки раскидистый дуб и решил развесить заключённых по веткам в целях экономии провианта. "Сташа на Усть-Шексны", как написал преподобный Нестор. Ночью трупы обглодал дикий медведь, что свидетельствует о том, что место было глухое, а леса дремучие. К городу с башнями и частоколом медведи близко не подходят, там собаки злые, шум поднимут и ку-ку. Больше Усть-Шексна в летописях не упоминалась, как уверяют историки, была сожжена батыевской военщиной, да так и не возродилась.
Что же было в действительности? В устье Шексны было последнее поселение мерян, выше по течению начиналась земля веси. В болотистом междуречье Волги, Мологи и Шексны добывалась железная руда, а в Усть-Шексне было металлургическое производство. Здесь же изделиями торговали, место слияния рек было хорошим ориентиром для купцов, передвигавшихся тогда водными путями. Разумеется, иногда могли приплыть с Севера и варяги - разношёрстные бандформирования из скандинавов, славян и финно-угров, но здесь они могли и получить достойный отпор дубиной народной войны из-за угла по черепу.
А теперь - сокровища археологической экспозиции Рыбинского музея-заповедника. Это дирхемы - тогдашние доллары-евро в одном горшочке:
P7210179

В 2012 году был найден клад из 48 целых арабских дирхемов и 6 фрагментов, а в 2005-м - из 33 серебряных дирхемов. На фото ниже дирхемов - золотоордынские монеты:
P7210177
Типично мерянские украшения - шумящие подвески. Учёные-историки считают, что это утиные лапки, но может, жабьи? Прямые потомки мерян хоть и сохранили язык, да подзабыли традиции и обряды:
P7210161
Ещё одно украшение - символ современного движения за возрождение мерянской культуры:
P7210169
Их в Усть-Шексне было найдено немало:
P7210160
В поселении было развито гончарное производство:
P7210170
На берегу стояли вот такие металлургические горны (макет):
P7210176
А это готовая продукция местных кузнецов. Сверху вниз и слева направо - ножницы, ножи, кресала, дужки вёдер, светцы, иглы, плужный нож, косы, замки с ключами:
P7210173
В неспокойное время нужнее была оружейная продукция: наконечники копий, стрел, метательные топорики, детали сбруи. В самом низу - "чеснок" - железный шип для выведения из строя лошадей противника, ведь иногда зимой по льду рек с южного направления нападала кавалерия кочевников:
P7210187
Детали кольчуги, сабля и набалдашники для ударного (по голове) инструмента:
P7210188
Печати, пряслица и различные женские украшения (импортные):
P7210189
И вновь всяческие мерянские подвески:
P7210180
Таким образом, Усть-Шексна - это торгово-ремесленное поселение мерян, после славянской колонизации местности оно стало селом Васильевским, вошедшим в черту Рыбинска в ХХ веке.

akim_trefilov :не со всем в этом тексте я с ходу соглашусь, но сущность древнерусского городского центра в устье Шексны (и веселая история с юбилеем Рыбинска) и вправду весьма любопытны.

  • 1

Любопытные материалы из Рыбинского музея

Пользователь schwarzze сослался на вашу запись в записи «Любопытные материалы из Рыбинского музея» в контексте: [...] Originally posted by at Любопытные материалы из Рыбинского музея [...]

"Учёные-историки считают, что это утиные лапки, но может, жабьи?"

скорей лягушачьи судя по культу лягушки у уральских фино-угров и далее на восток, вплоть до Кореи и Японии.

тут, думаю, свойственная архаичным культурам многозначность. Утка все ж весь мир создала, нырнув за ним на дно, как знают финны с уграми. И ее ценностью была именно ее медиативная способность шастать между землей, небом и водою. Собственно, достоинства такого рода есть и у лягушки, хотя сама и не летает. А те же звенящие лапки привешивали и к лошадкам - они же солнце носят, бывают днем в небе, ночью в подземном море.
Корни-то у этих привесок разнообразны - сарматские колокольчики, балтские и кельтские трапециевидные привески, постепенно сформировались типы украшений с ними, а уж попозже, в конце I тыс. н.э. люди между Уралом, Днепром и Скандинавским полуостровом вдруг увидели это как лапки с перепонками.

у утки три пальца, у лягушки пять

В очередной раз остро подумала: это ж как хорошо могли жить люди творческие и работящие, если бы по Земле банды всяких мразей не бегали...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account