vjesmerjamuroma


Весь, меря и мурома - история и археология


Previous Entry Share Next Entry
Избранные места из свежей книги Института археологии
гармошка
akim_trefilov wrote in vjesmerjamuroma


...включение северо-восточных (ростовских) земель в состав Древнерусского государства традиционно рассматривается как следствие славянской колонизации. Однако археологические данные позволяют подтвердить возможную достоверность сведений о мере как о самостоятельном участнике событий начальной русской истории и получить о ней более детальное представление.
(Леонтьев А.Е. На берегах озер Неро и Плещеево // Русь в IX-X веках: археологическая панорама. М.-Вологда, 2012. С. 163)

Соотношение "мерянских" и "славянских" компонентов на разных памятниках неодинаково, но для разделения памятников на мерянские и славянские нет четких археологических критериев. Можно полагать, что смешение вещей, связанных с различными этническими традициями, во многих случаях отражает реальное смешение разноэтничного населения.
(Макаров Н.А. Суздальское ополье // Русь в IX-X веках: археологическая панорама. М.-Вологда, 2012. С. 203)

Материальная культура Суздальского ополья в X в. имеет славяно-мерянский облик, в ней широко представлены разнообразные типы вещей, получившие в этот период распространение в Восточной Европе и Балтийском регионе, не связанные с определенной этнической средой, тогда как славянские элементы на многих поселениях малозаметны. Классическая древнерусская культура окончательно формируется лишь в XI веке.
(Там же, С. 211)

  • 1
(Deleted comment)
Я уж нарочно цитирую, чтобы меня не зацарапали.
Буду вульгарен:

п.1: меря участвовала в формировании Древнерусского государства (IX - первая пол. X вв.) вообще без всякого присутствия славян.

п.2: для более позднего периода - нет оснований для выделения "славянских" и "мерянских" памятников, население не отделяется по археологическим критериям.

п.3: затем возникает "славяно-мерянская" культура, в которой, почему-то, малозаметны славянские элементы ( :)) ), зато много интернациональных вещей из балтийского региона.

и, наконец, в XI веке тут формируется древнерусская культура, которая выделяется по появлению сделанной на гончарном круге, а не слепленной руками керамики, общедревнерусских типов украшений, подражавших городским, и присутствию курганного обряда погребения (впрочем, вплоть до полной христианизации не являющегося единственным: наряду с ним, есть и обычные для мери остатки кремаций на поверхности).

Если продолжать быть столь же вульгарным, то, к примеру, появление в слоях 1990-х гг. многочисленных аллюминиевых банок из-под "Ягуара" и "Пепси" вместо олдскульных пробок от водяры и пластиковых от плодово-ягодного, находки многочисленных одноразовых зажигалок и прочих китайских импортов а также некоторые изменения в погребальном обряде (исчезают обелиски с красной звездой) видимо, может объясняться только сменой населения в Нечерноземье в результате массовой колонизации. ))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account